21 октября, 2023

Преподобной Пелагии. Священномученика Димитрия (Добросердова)

В субботу, 21 октября 2023 года, память преподобной Пелагии, священномученика Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского и иже с ним пострадавших мучеников, Божественную литургию в Никольском приделе на английском языке возглавил протоиерей Христофор Хилл. После Божественной литургии была отслужена панихида.

Преподобная Пелагия жила в V веке и была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Едесским. До обращения она начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. По молитвам святителя Нонна Пелагия пришла в храм, раскаялась и приняла Святое Крещение. Святая Пелагия подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий в Иерусалиме на Елеонской горе до самого преставления в 457 году и достигла великих духовных дарований.

Память священномученика Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, особо связана с историей нашего храма.

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (Добросердов, в ми­ру Иоанн) ро­дил­ся 22 ян­ва­ря 1864 года в се­ле Па­хот­ный Угол Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоанна Добросердова. По окон­ча­нии в 1885 году Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем зем­ской шко­лы в Мор­шан­ском уез­де, где ра­бо­тал до 1889 го­да. За это вре­мя он неод­но­крат­но по­лу­чал бла­го­дар­ность от Мор­шан­ско­го зем­ско­го со­бра­ния и Там­бов­ско­го гу­берн­ско­го учи­лищ­но­го со­ве­та. 6 мая 1889 года 25-летний Иоанн был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ма­мон­то­во Там­бов­ской гу­бер­нии, в ко­то­ром про­жи­ва­ло то­гда око­ло 2000 че­ло­век, и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ма­мон­тов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.

Отец Иоанн был женатым священником, но жена и дети его скончались вскоре после его рукоположения. В 1894 году отец Иоанн по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и по окон­ча­нии ее в 1898 году со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем 4-й Мос­ков­ской гим­на­зии и свя­щен­ни­ком гим­на­зи­че­ской церк­ви. 10 ап­ре­ля 1899 года отец Иоанн стал на­сто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ской церк­ви при гим­на­зии. В том же го­ду он был избран действительным членом Пе­да­го­ги­че­ского об­ще­ства при Им­пе­ра­тор­ском Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те и секретарем отделения Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ства по во­про­сам ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния. 6 мая 1908 года за за­слу­ги по ду­хов­но­му ве­дом­ству он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. В де­каб­ре 1908 года отец Иоанн по совету мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Вла­ди­мира (Богоявленского), будущего митрополита Киевского и священномученика, принял монашество с именем Димитрий в Зо­си­мо­вой пу­сты­ни, после чего был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен си­но­даль­ным риз­ни­чим и на­сто­я­те­лем церк­ви Две­на­дца­ти апо­сто­лов в Крем­ле.

В 1909 году ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был на­зна­чен на­блю­да­те­лем по­слуш­ни­че­ских школ став­ро­пи­ги­аль­ных мо­на­сты­рей. В 1910 году его из­бра­ли в дей­стви­тель­ные чле­ны цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го от­де­ла при Об­ще­стве лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния. В это вре­мя он был так­же дей­стви­тель­ным чле­ном По­пе­чи­тель­ства над уча­щи­ми­ся в Москве сла­вя­на­ми Санкт-Пе­тер­бург­ско­го сла­вян­ско­го бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства.

18 мая 1914 года в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля была совершена епископская хиротония ар­хи­манд­рита Ди­мит­рия. Он был поставлен епи­ско­пом Мо­жай­ским, ви­ка­рием Мос­ков­ской епар­хии, и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Са­вви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря. С то­го же го­да владыка Димитрий стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­ще­го бо­го­слов­ски­ми пе­да­го­ги­че­ски­ми кур­са­ми в Москве. Одновременно он стал ру­ко­вод­ить из­да­ни­ем на­уч­но­го ху­до­же­ствен­но-ил­лю­стри­ро­ван­но­го опи­са­ния Пат­ри­ар­шей риз­ни­цы.

В 1921 году владыка Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Став­ро­поль­ским. Об­нов­лен­цы в Став­ро­поль­ской епар­хии одер­жа­ли по­чти пол­ную по­бе­ду над пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые ли­ши­лись боль­шин­ства при­хо­дов. Од­ной из при­чин это­го бы­ло мас­со­вое уни­что­же­ние ду­хо­вен­ства в эпо­ху граж­дан­ской вой­ны в 1918-1921 годах. Под на­тис­ком об­нов­лен­цев епи­скоп Ди­мит­рий был вы­нуж­ден по­ки­нуть епар­хию и пе­ре­ехать в Моск­ву.

В 1922 году пра­во­слав­ные Там­бов­ской епар­хии боролись с об­нов­лен­ческим расколом. На пер­вых по­рах об­нов­лен­цам уда­лось за­хва­тить боль­шин­ство хра­мов. В го­ро­де Коз­ло­ве к об­нов­лен­цам ото­шло че­тыр­на­дцать хра­мов, толь­ко два хра­ма оста­лись пра­во­слав­ны­ми. Пра­во­слав­ный на­род, од­на­ко, не посещал об­нов­лен­че­ских хра­мов. По­сле осво­бож­де­ния пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из заключения в 1923 году епар­хи­аль­ный со­вет Коз­ло­ва на­пра­вил в Моск­ву сво­их пред­ста­ви­те­лей с прось­бой на­зна­чить к ним пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея.

26 сен­тяб­ря 1923 года прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Коз­лов­ским, ви­ка­ри­ем Там­бов­ской епар­хии и вре­мен­но управ­ля­ю­щим Там­бов­ской епар­хи­ей. По­сле при­ез­да в Тамбов владыки Ди­мит­рия об­нов­лен­цы при­нес­ли по­ка­я­ние, и все хра­мы, кроме одного, вернулись к пра­во­слав­ным. Владыка Ди­мит­рий слу­жил во всех хра­мах го­ро­да, он был пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком. Со временем народ всё более чтил и любил его.

Коммунистические власти ненавидели умного и деятельного архиерея. Ве­ли­ким по­стом 1925 года владыку Ди­мит­рия ста­ли ча­сто вы­зы­вать на до­про­сы в ОГПУ. Ино­гда по­сле до­про­сов он сра­зу шел в храм, где его жда­ли, чтобы на­чать бо­го­слу­же­ние. Вла­сти на­ста­и­ва­ли, чтобы вла­ды­ка по­ки­нул Коз­лов, но он от­ка­зы­вал­ся. Ему ста­ли угро­жать за­клю­че­ни­ем. В кон­це кон­цов он, ссы­ла­ясь на бо­лезнь серд­ца, по­про­сил вла­сти от­пу­стить его в Еги­пет для ле­че­ния. Ему был вы­пи­сан за­гра­нич­ный пас­порт, и он от­пра­вил­ся в ан­глий­ское по­соль­ство в Москве, чтобы по­лу­чить раз­ре­ше­ние на въезд в то­гдаш­нюю ан­глий­скую ко­ло­нию.

Бла­го­по­луч­но офор­мив все до­ку­мен­ты, владыка Ди­мит­рий на сле­ду­ю­щий день от­пра­вил­ся в Сер­ги­ев По­сад, чтобы по­про­щать­ся с бывшим обер-прокурором Святейшего Синода Алек­сан­дром Дмит­ри­е­ви­чем Са­ма­ри­ным, с ко­то­рым вла­ды­ка был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях. На пу­ти к до­му Са­ма­ри­на его оста­но­вил вер­хо­вой, и владыка Димитрий был аре­сто­ван. Из тюрь­мы в Сер­ги­е­вом По­са­де он был от­прав­лен в тюрь­му на Лу­бян­ку в Москве, где про­был неде­лю, а за­тем с при­ка­за­ни­ем ехать в Коз­лов был осво­бож­ден. В Коз­ло­ве его аре­сто­ва­ли и пре­про­во­ди­ли в Там­бов.

В Там­бо­ве владыка Ди­мит­рий был осво­бож­ден из тюрь­мы с условием отъезда в Москву. Именно в это время, 6 декабря 1925 года, священномученик Димитрий сослужил на все­нощ­ной в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье в канун престольного праздника Ме­сто­блю­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла — мит­ро­по­ли­ту Крутицкому Пет­ру (Полянскому). Это бы­ла по­след­няя служ­ба священномученика Петра, через три дня он был аре­сто­ван.

В 1926 году священномученик Ди­мит­рий слу­жил в мос­ков­ских хра­мах и в Под­мос­ко­вье. В июле 1926 года его вы­звал к се­бе упол­но­мо­чен­ный ОГПУ Туч­ков и по­тре­бо­вал, чтобы он по­ки­нул сто­ли­цу. Со­слав­шись на боль­ное серд­це, вла­ды­ка ска­зал, что уедет в Кис­ло­водск. Пе­ред отъ­ез­дом владыка Ди­мит­рий по­шел к за­ме­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му). Митрополит Сергий вви­ду чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств по управ­ле­нию Цер­ко­вью в усло­ви­ях го­не­ний раз­де­лил Став­ро­поль­скую епар­хию на две и по­ру­чил епи­ско­пу Ди­мит­рию управ­ле­ние но­во­со­здан­ной Пя­ти­гор­ской епар­хи­ей.

Вла­ды­ка Димитрий по­се­лил­ся в Кис­ло­вод­ске. Там он сни­мал ком­на­ту в рай­оне под названием Ря­бо­ва Бал­ка, на окра­ине го­ро­да за же­лез­но­до­рож­ным вок­за­лом, непо­да­ле­ку от Пан­те­ле­и­мо­нов­ской церк­ви, в ко­то­рой он ча­сто слу­жил.

14 ап­ре­ля 1932 года епи­скоп Ди­мит­рий (Добросердов) был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па, а 23 мар­та 1934 года на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Мо­жай­ским, ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии. В Москве вла­ды­ка Димитрий по­се­лил­ся в сто­рож­ке при Ильин­ской церк­ви на Боль­шой Чер­ки­зов­ской ули­це, где и жил до аре­ста.

19 сентября 1937 года, в разгар террора и новых жестоких гонений на Церковь, свякенномученик Ди­мит­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые 9 ок­тяб­ря бы­ли оформ­ле­ны в ви­де про­то­ко­ла и под­пи­са­ны ар­хи­епи­ско­пом. Владыка Ди­мит­рий не при­знал се­бя ви­нов­ным и не со­гла­сил­ся ко­го‑ли­бо ого­во­рить.

17 ок­тяб­ря 1937 года «трой­ка» НКВД при­го­во­ри­ла священномученика Димитрия и аре­сто­ван­ных вместе с ним священнослужителей и мирян к расстрелу. 21 ок­тяб­ря ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, ино­ки­ня Та­ти­а­на (Бес­фа­миль­ная) и ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич бы­ли рас­стре­ля­ны на Бутовском полигоне.

Святый священномучениче Димитрие и иже с ним мученицы, молите Бога о нас!