31 марта, 2024

Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

31 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Христофор Хилл, ему сослужили иерей Афанасий Огерук и клирик Православной Церкви в Америке иерей Николай Крейгл. После заамвонной молтвы прославили святителя Григория Паламу в тропаре, кондаке, молитве и величании. За богослужением пел детско-юношеский и взрослый хор под руководством матушки Веры Андреюк.

Водосвятный молебен после Божественной литургии отслужил отец Афанасий Огерук.

Святитель Григорий Палама родился в Малой Азии в 1296 году. Прозвище «Палама» (Παλαμᾶς) происходит от греческого παλάμη «рука, ладонь» (по-церковнославянски «Палама», по-русски — «Палама», как в греческом). Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 или 1318 году и поступил послушником в монастырь Ватопед. Там под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, он принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой апостол Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий 8 лет проходил свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после его кончины перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. В 1321 году святой Григорий поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии, настоятель которой стал учить юношу сосредоточенной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих отцов-пустынников IV века. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. ἡσυχία»покой, молчание»), а сами подвижники стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.
В 1326 году из-за угрозы нападения турок святой Григорий вместе с братией перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. В 1331 году он удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году святитель Григорий был назначен игуменом Есфигменского монастыря на Афоне, а в 1336 году вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам (в миру Бернардо Массари). Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Курсируя между Афоном, Фессалониками и Константинополем, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света. При этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков об умной молитве и о духовных озарениях.

Святитель Григорий Палама вступил с Варлаамом в спор, который продолжался с 1335 по 1341 год. Затем противниками святителя Григория выступили Акиндин и Никифор Григора.В 1344 году патриарх Константинопольский Иоанн Калека, сторонник Варлаама, отлучил святителя Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году после кончины патриарха Иоанна святитель Григорий был освобожден и рукоположен  во архиепископа Солунского патриархом Исидором Вухиром, сторонником исихастов. Варлаам Калабрийский в конце жизни перешел в католичество и умер в 1348 году.

В 1354 году святитель Григорий по пути в Константинополь был пленен турецкими пиратами, которые около года продержали его в плену. Святителя выкупили из плена сербы, заплатившие требуемый выкуп. В плену святитель Григорий проповедовал туркам Христа, считая, что византийцы должны начать дело обращения турок в христианство. Святитель Григорий мирно преставился ко Господу в Салониках 14 ноября 1359 года. Последними его словами были: «В горняя! В горняя!»

Святитель Григорий Палама защитил православное учение о нетварной (нематериальной) природе Фаворского света — света Божественной славы, которым просиял Господь Иисус Христос при Преображении на горе Фавор. Учение о нетварной природе Фаворского света тем самым признает возможность для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Также святитель Григорий Палама обобщил учение о молитве Иисусовой и учил непрестанно творить ее.

Память святителя Григория Паламы во 2-ю Неделю Великого поста была установлена в 1376 г. патриархом Константинопольским Филофеем. До этого в древнем Иерусалиме во 2-ю Неделю поста читали притчу о блудном сыне. В Постной Триоди на эту традицию указываеет канон на утрене и самогласная стихира, в которых упоминается притча о блудном сыне.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!