Новомученики
С самого начала своего существования советская власть заняла непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии, а в первую очередь Православная Церковь, воспринимались новыми вождями не просто пережитком старого режима, а основным препятствием на пути строительства нового «светлого будущего». Поэтому с Церковью стали бороться всеми возможными способами: началось все с антирелигиозной пропаганды, а закончилось многочисленными арестами, ссылками и расстрелами духовенства, а также постоянным контролем со стороны органов государственной безопасности, которые в свою очередь, способствовали возникновению разногласий и расколов в церковной среде.
В сложившейся обстановке далеко не каждый человек решался до конца идти за Христом и открыто исповедовать свою веру. Под угрозой мученической смерти или долгой жизни в тюрьмах и ссылках, многие отрекались от своих религиозных убеждений. Но те православные люди, как священство, так и миряне, которые несмотря ни на что не отреклись от Христа и свой жизнью или смертью доказали верность православию, называются Новомучениками и Исповедниками Российскими.
В этом разделе мы хотим рассказать о тех Новомучениках, которые тем или иным образом связаны с нашим храмом.

Священномученик Дмитрий (Добросердов), архиепископ Можайский

Священномученик Дмитрий (Добросердов), архиепископ Можайский

Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий)

Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий)
После октябрьского переворота начались открытые гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста в феврале 1918 года в Петрограде и Москве были проведены Крестные ходы. По их примеру Крестный ход состоялся и в Орле. Несмотря на холодную погоду и то, что в городе было объявлено военное положение, в праздник Сретения Господня более 20 тысяч православных от мала до велика с иконами и хоругвями торжественно прошествовали от Иверского привокзального храма до Петро-Павловского собора. Иеромонах Даниил был одним из организаторов Крестного хода. На плацу бывшего кадетского корпуса Епископ Орловский Серафим совершил молебен, после которого отец Даниил произнес слово, призвав сохранять верность Святой Церкви несмотря ни на какие репрессии.
12 апреля 1918 года, к празднику Святой Пасхи, он был возведен в сан архимандрита.
Сразу по переезду в Орловскую епархию, отец Даниил вступил в Церковное историко-археологическое общество и стал председателем его Болховского Макарьевского отделения. Общество вело большую просветительскую работу, как в Орле, так и в городах Орловской губернии: Болхове, Ельце, Брянске. Организовывало выставки, вечера, чтения, издавало сборники. В конце 1918 года Орловский Архиерейский дом, где проходили заседания Общества, был муниципализирован, и официальные собрания больше не проводились. Но Болховское отделение под председательством архимандрита (позже епископа) Даниила, продолжало существовать до 3 ноября 1921 года — дня обыска и ареста Владыки, у которого была изъята печать общества. Его обвинили в агитации против советской власти под видом исполнения религиозных культов. Против архипастыря была объявлена настоящая агитационная война, его старались очернить, оклеветать и обвинили даже в блуде — из местного политбюро редактору Болховской газеты «Красная Правда» была направлена статья «Новый Распутин.»30 апреля 1921 года в Москве был хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. C 14 сентября того же года — викарный епископ Болховский той же епархии. 3 ноября 1921 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и председательствование в нелегально существующем с 1918 по 1921г. в г. Орле церковном историко-археологическом обществе.» Был заключен в Орловской тюрьме до 8 апреля 1922 года. Условия содержания Владыки в Орловской центральной изоляционной тюрьме были ужасны: его заключили в тюрьму без права передачи и свиданий. От скудной еды он заболел малокровием. По ходатайству его родных — сестры Ольги и брата Илариона, 8 апреля 1922 года Владыка был освобожден под подписку о невыезде.
Через месяц, в начале мая, арестовали Епископа Орловского и Севского Серафима. И духовенство Орловской епархии обратилось к епископу Даниилу с прошением принять управление епархией. Вступив в эту должность, Владыка повел непримиримую борьбу с обновленчеством в Церкви. Он снискал себе любовь и почитание верующего народа, но вызвал гнев новой власти. Поэтому 28 октября 1922 года Владыка был арестован и опять заключен в Орловскую тюрьму. Он был приговорен к 2 годам высылки в Хиву. Будучи ссыльным , вместе с епископом Василием (Зуммером) участвовал в тайной архиерейской хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого). В 1924 году он был формально освобожден от управления епархией. После освобождения из ссылки проживал в Москве. Служил в различных храмах. В том числе, ему довелось сослужить митрополиту Петру (Полянскому) на его последней всенощной 23 ноября (6 декабря) 1925 года в храме святой великомученицы Екатерины на Ордынке (через три дня митрополит Петр был арестован), где был престольный праздник. Митрополиту Петру, кроме епископа Даниила сослужил епископ Дмитрий Добросердов. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. В апреле 1926 года Владыка Даниил в числе двадцати пяти архипастырей подписал письмо Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию, в котором осуждалась раскольническая деятельность «григорианцев» (Временный высший церковный совет) и поддерживались канонические меры прещения, предпринятые против них со стороны Митрополита Сергия. В том же месяце Епископ Даниил был заключен в Московскую Бутырскую тюрьму. В сентябре осужден и выслан в город Кинешму Костромской губернии. В 1928 году Владыку освободили с запрещением проживать в шести главных городах СССР. Согласно условиям легализации, архиереям, которых выпускали из лагерей и ссылок, не разрешался въезд в свои епархии. В дальнейшем Владыка Даниил совершал служение на Рославльской кафедре (Смоленская епархия) и вновь на Орловской. К Его Преосвященству за чутким архипастырским словом стекались крестьяне не только из окружающих деревень, но и из отдаленных районов, бывало 30-40 человек в день. Он призывал их к молитве, терпению и защите православной веры. В разговорах со священниками, приезжающими из сел, Владыка бывал очень краток и давал советы. 7 апреля 1931 года умер Епископ Брянский и Севский Матфей (Храмцев). 12 мая Владыка Даниил был назначен на Брянскую кафедру. Епископ Даниил запомнился жителям Брянска своими пламенными проповедями, а также тем, что при нем были обретены и вновь погребены под алтарем Введенского монастыря мощи святого князя Олега Романовича Брянского. Сделано это было «во избежании поругания от безбожных властей.» 3 января 1934 года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 марта 1934 года от тифа — сказалось подорванное в последней, северной ссылке здоровье. Архиепископ Даниил был погребён на небольшом кладбище в Володарском районе города Брянска. В 1959-х годах это кладбище ликвидировали, на его месте построили жилые дома. Когда шла застройка, могилы были осквернены и разграблены. Перезахоронить останки архипастыря тогда никто не решился. В 2005 году в Брянской епархии завершила свою работу комиссия по канонизации архиепископа Даниила. После изучения архивных документов церковные власти признали, что архиепископ пострадал за веру, то есть имеется возможность для его причисления к лику святых как исповедника. Решение этого вопроса остаётся за Священным Синодом.
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий
В 1879 году окончил Костромское духовное училище.
В 1885 году закончил полный курс Воронежской духовной семинарии по первому разряду и был определен на должность псаломщика при церкви села Девицы.
Два года спустя Петр Федорович был принят вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии. Академию он закончил в 1892 году со степенью кандидата богословия, и был оставлен при Академии помощником инспектора.
Одновременно он безвозмездно преподавал в частном женском училище Сергиева Посада и состоял в должности секретаря Общества спасения на водах.
В декабре 1896 года назначен смотрителем Жировицкого духовного училища, которое, по отзыву ревизора Нечаева, привел в блестящее состояние. В этот период произошло знакомство Петра Полянского с архимандритом Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, он был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета. При этом он отличался бессребреничеством и строгостью. Петр Федорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь». Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, владыка Петр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведен в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Петр был утвержден и Архиерейским Собором 1925 года. Необходимо упомянуть следующий интересный факт. Свое последнее всенощное бдение Митрополит Петр совершил на престольный праздник (Екатерининский день) в храме святой великомученицы Екатерины на Ордынке — 6 декабря 1925 года. В этот день Митрополит Петр (Полянский) возглавил службу. Ему сослужили епископ Дмитрий Добросердов и епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках. В своем управлении Церковью митрополит Петр шел по пути Патриарха Тихона — это был путь твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. В ноябре 1925 года митрополит Петр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения. В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Во время ссылки, в 1930 году, Владыка вновь был арестован и заключен в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведен в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель снова категорически отказался от этого предложения. Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твердости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти. В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего святителю стать осведомителем Г. П. У. Еще ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции. Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Петр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения еще на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чем и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен Патриаршего Местоблюстителя — еще при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл еще год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя. В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя». 27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Петр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России

Священномученик Петр Постников
